Автомобильный словарь поможет вам разобраться в сложной терминологии. Под ней подразумеваются не только общепринятые понятия, но и жаргон автомехаников. Заходя на специализированный форум автомехаников, обычный автомобилист может потеряться в обилии непонятных терминов, каждый из которых скрывает сложное техническое понятие. Аналогичным образом запутаться можно, пообщавшись со специалистом на СТО. Чтобы понимать, о чём идёт речь в каждом случае, вам стоит изучить специальный автомобильный словарь. Это поможет вам экономить немало времени при решении определённой проблемы, а также точнее формулировать вопросы.
Ширина шины – расстояние между двумя наружными сторонами боковых профилей накачанной шины. Никакие выпуклости на поверхности шины в расчёт не принимаются. Ширина профиля легковой шины измеряется в мм, ширина грузовой – в дюймах, а ширина мотошины может указываться как в дюймах, так и в мм. В типоразмере ширина указана на первом месте: 205/55 R16 (205 – ширина в мм).
Чем шире покрышка, тем более уверенно автомобиль ведет себя при выполнении манёвров. Однако при движении в колее широкие шины ведут себя менее устойчиво. Кроме того, ширина шины прямо влияет на расход топлива: чем более узкой будет шина, тем меньше топлива потребляет авто.
Профиль шины – расстояние по высоте шины от обода до покрышки с одной из боковых сторон. Покрышка должна быть накачанной.
Показатель профиля выражается в процентном соотношении к ширине. В типоразмере показатель профиля стоит на втором месте: 205/55 R16 (55 – профиль).
Чем меньше профиль, тем лучше показатели устойчивости и управляемости..На низкопрофильных шинах автомобиль быстрее тормозит и лучше входит в повороты. Высокий профиль положительно влияет на проходимость и плавность хода. Кроме того, у высокопрофильной резины ресурс службы более долгий, чем у низкопрофильной.
Посадочный диаметр шины – обозначение размера той части покрышки, которая непосредственно соприкасается с диском. В обозначении типоразмера диаметр указывается в дюймах, и перед этой цифрой часто стоит буква R: 205/55 R16 (16 – диаметр в дюймах).
Runflat – конструкционная особенность шины, благодаря которой автомобиль может двигаться даже на пробитой шине. Усиленная боковина и каркас, а также плотное бортовое кольцо позволяют покрышке оставаться в рабочем состоянии при движении на расстояние до 100 км и скорости до 80 км/ч. Внутри покрышки – слой специального герметика, который затягивает отверстие, не давая шине полностью сдуться. Шина Runflat отличается повышенной жёсткостью и большим весом по сравнению со стандартной шиной.
Off-Road шины созданы для передвижения по бездорожью. Обычно их устанавливают на внедорожники, кроссоверы и другие полноприводные модели. Вдоль протектора обычно располагают крупные подвижные шашки, за счёт чего увеличивается пятно контакта и обеспечивается прочное сцепление с любой поверхностью. Такие покрышки хорошо справляются с грязью, камнями, песком, без проблем преодолевают глубокую колею.
Индекс скорости – показатель максимально допустимой скорости для конкретной шины. При превышении данного значения показатели износа увеличиваются, и срок службы шины сокращается. Производители шин рекомендуют снизить максимальный показатель на 10%, чтобы шина не вышла из строя досрочно. Индекс скорости обозначается латинскими буквами на боковине шины.
Индекс нагрузки информирует о максимально допустимом весе на одну шину (при максимально допустимой скорости и допустимом давлении воздуха внутри) Этот показатель имеет обозначение от 50 до 130: чем выше число, тем больший вес может выдержать шина. Индекс нагрузки помещён на боковину шины непосредственно перед индексом скорости.
Диаметр диска (D) – показатель размера посадочного обода, предназначенного для покрышки. Измеряется в дюймах. На автомобиль можно установить диски разных диаметров при соответствии размера шины (высокопрофильная или низкопрофильная резина), однако внешний размер колеса не должен меняться.
PCD (Pitch Circle Diameter) – это диаметр окружности, по которой расположены болты или гайки, удерживающие диск на ступице. Также этот параметр может называться "расположение крепёжных отверстий", "разболтовка", "рассверловка". Измеряется в мм. Показатель расположения крепёжных отверстий обозначается, например, как PCD 5/112, где 5 – количество отверстий, 112 – диаметр окружности, на которой расположены отверстия. Соответствие размеров диска и ступицы должно быть точным, и установка диска с меньшим или большим диаметром не допускается. Количество отверстий может варьироваться от 4 до 6.
Вылет диска (ЕТ) – расстояние между ступицей колеса и центром поперечного сечения диска. Измеряется в мм. Вылет диска может иметь положительное, нулевое или отрицательное значение. При положительном вылете привалочная плоскость диска находится за центральной плоскостью колеса. При отрицательном – привалочная плоскость находится перед центральной плоскостью. При нулевом – центральная плоскость собственно колеса и привалочная плоскость совпадают.
DIA – диаметр центрального отверстия автомобильного диска. Замеряется со стороны привалочной плоскости. Измеряется в мм.
Существует три вида автомобильных дисков по изготовлению: штампованные (стальные) литые и кованые. У каждого из этих видов есть свои достоинства и недостатки.
Стальные штампованные диски делают из стального проката методом штамповки. Преимущества штампованных дисков: низкая стоимость и надежность. После деформации диск всегда можно выпрямить и использовать дальше без всяких опасений. Недостатки: не очень эстетичный внешний вид, довольно большой вес. Литые диски весят значительно меньше стальных. Кроме того, разнообразие дизайна даёт возможность подобрать именно такие диски, которые наиболее выгодно подчеркнут красоту внешнего вида автомобиля. Однако есть и недостатки: высокая цена и хрупкость. Такой диск нельзя выпрямить или починить – придётся покупать новый.
Кованые диски очень прочные и к тому же лёгкие. Они легко переносят поездки по плохим дорогам. Минусы: ограниченное количество вариантов внешнего вида по сравнению с литыми и довольно высокая цена.
Существует три типа сопряжения крепежа и диска: конус, сфера, пресс–шайба. Крепеж должен соответствовать диску формой крепежных отверстий. Существует три типа сопряжения крепежа и диска: конус, сфера, пресс–шайба. Крепеж должен соответствовать диску формой крепежных отверстий. Запрещается использовать крепеж, который не соответствует форме крепежных отверстий, так как это приведет к самопроизвольному откручиванию крепежа в процессе движения автомобиля.
Ёмкость – основной параметр АКБ, показывающий, какое количество энергии будет истрачено при определённом напряжении за единицу времени. Выбор ёмкости зависит от объёма двигателя и условий эксплуатации. Чем больше рабочий объём двигателя, тем мощнее должна быть аккумуляторная батарея. Рекомендуемая ёмкость АКБ для легкового автомобиля – 55–60 А–ч. Однако высчитать подходящую ёмкость можно самостоятельно по формуле 50 х √а, где а – рабочий объём двигателя.
Полярность – это местонахождение токовыводящих клемм на крышке АКБ. Существует всего два вида полярности: прямая ("плюс" слева, "минус" справа) и обратная ("плюс" справа, "минус" слева).
Если повернуть аккумулятор к себе так, чтобы этикетка оказалась спереди, то у АКБ с прямой полярностью клемма на плюс расположена слева. У АКБ с обратной полярностью плюсовая клемма находится справа.
Аккумуляторные батареи с прямой полярностью обычно устанавливают на отечественные автомобили, а с обратной – на иномарки. Необходимо строго соблюдать полярность, в противном случае проблемы могут быть очень серьёзными: выход из строя электросети, замыкание и т.п.
Американский тип клемм – эти АКБ подходят только для автомобилей, произведённых в США. Здесь выводы под клеммы расположены на боковой стороне верхней крышки. Ещё одно важное отличие – наличие внутренней резьбы.
Для того, чтобы измерить напряжение АКБ, используют вольтметр. Нормальным напряжением аккумулятора автомобиля считается:
Проверку проводят при температуре 18–20 С.
DIN – основной европейский стандарт для АКБ. Каждому аккумулятору присваивается пятизначный номер, причём первые три обозначают номинальную ёмкость модели. Для 6–тивольтового аккумулятора эти показатели составляют от 001 до 499, для 12–тивольтового – от 501 до 799. Оставшиеся две цифры обозначают такие параметры, как размеры модели, устойчивость к вибрации, конструктивные особенности крепежа, тип крышки и газоотвода.
JIS – стандарт качества для японских АКБ. Он содержит в себе четыре показателя и выглядит подобным образом: 90D26L. «90» – показатель, обозначающий емкость АКБ и пусковой ток. «D» – размер АКБ и конструктивные особенности клемм. «26» – обозначение длины аккумулятора в сантиметрах. «L» – это полярность – в данном случае отрицательная клемма находится слева.
Пусковой ток АКБ – это величина потенциала, который проходит через стартер в момент запуска двигателя внутреннего сгорания. Номинально пусковой ток должен быть равен мощности АКБ, которую он способен выдавать полминуты при –18 градусах постоянной температуры. Чтобы завести легковой автомобиль, показатель пускового тока должен быть не меньше 250 Ампер. Стоит учитывать, что маркировка АКБ может отличаться – это зависит от стандарта, которого придерживается конкретный производитель. Основные стандарты: российский, американский, европейский, азиатский. Иногда отдельно выделяют немецкий стандарт. Все эти стандарты связаны с методикой замера пускового тока, потому и показатели в разных странах отличаются.
Тип цоколя – это тип металлической конструкции автолампы, за счёт которой автолампа плотно фиксируется в патроне. Цоколь также передает ток от сети к нити накаливания.
Расшифровки первой буквы самых популярных типов цоколей:
По типу применяемости масла делят на моторное и трансмиссионное. Моторные масла необходимы для смазки деталей в ДВС. Трансмиссионные нужны для того, чтобы смазывать детали, входящие в состав рулевого механизма, коробки передач и т. п. Моторные масла делятся на следующие виды: минеральное, синтетическое и полусинтетическое. Каждый вид, в свою очередь, подразделяется по степени вязкости – этот параметр указывается на ёмкости для масла и представляет собой сочетание цифр и букв. В отличие от моторного масла, транмиссионное отличается большей вязкостью. Это необходимо для того, чтобы трущиеся друг о друга при движении элементы не теряли свои свойства под нагрузкой.
Вязкость – это свойство масла, в котором сочетаются два качества: текучесть и способность как можно дольше задерживаться на поверхности детали.
Класс вязкости классифицируется по SAE («Общество американских автомобильных инженеров») – эта классификация признана во всём мире, поэтому её указывают все производители. В соответствии с этим стандартом все моторные масла подразделяются на 11 типов (5 летних, 6 зимних).
Основой любого моторного масла является базовое масло (очищенные от примесей нефтяные фракции), к которому добавляют специальные присадки. Основа трансмиссионного масла может быть как синтетической, так и минеральной.
Включает в себя 4 класса масел:
В свою очередь, классы подразделяются на следующие основные категории, связанные с характеристиками:
В целом, величина цифры прямо пропорциональна требованиям, предъявляемым к маслу.
Масла делятся на категории в соответствии с эксплуатационными особенностями: бензиновые двигатели – S, дизельные – C.
API как для бензиновых, так и для дизельных двигателей подразделяется на 12 классов в соответствии с применяемостью в двигателях. Учитываются год выпуска автомобиля, мощность двигателя, наличие или отсутствие турбонаддува и т. д. Масло для бензинового двигателя обозначется, например, SC, SF, SG, для дизельного – CD+, CF, CG–4.Если масло можно использовать и для дизельного, и для бензинового двигателя, то обозначение будет двойным: API SM/CI–4.
В зависимости от источника получения света все виды автомобильных лампочек делятся на четыре группы: галогеновые, ксеноновые, светодиодные, лампы накаливания, каждая из которых имеет свою градацию. Обычная лампа накаливания обладает низким КПД, поэтому используют её обычно для подсветки салона или номера, устанавливают в багажник или на задние габаритные огни. Галогеновая лампа отличается от обычной лампы более высокой цветовой температурой, благодаря чему её свет лучше воспринимается. Её устанавливают в противотуманные и обычные фары (ближний и дальний свет). Ксеноновые лампы обладают высокой цветовой температурой, благодаря чему обеспечивается стабильное качественное освещение. Отсутствие вольфрамовой спирали делает эти лампы более надёжными в эксплуатации. Светодиодные лампы удароустойчивы, экологичны, при этом у них низкий уровень потребления электроэнергии и очень долгий ресурс.
Автолампы обеспечивают различный уровень цветовой температуры, поэтому каждый автовладелец может выбрать лампы с подходящим цветом. На шкале цветовой температура цвета обозначаются по возрастанию, где 1800 К – тёплый белый цвет, а 6600 и выше – холодный голубой и фиолетовый.
Цветовая температура характеризует спектр излучения автолампы. Каждому цвету – от тёплого жёлтого до холодного голубоватого – соответствует своя температура. Определяется в Кельвинах (К).
К лампам с тёплым светом относятся лампы в 2400 и 3200 К. 2400 К обеспечивает яркий жёлтый ццет, который хорошо справляется с туманом и дождём. 3200 К хорошо подходит для использования в ночное время и при неблагоприятных метеорологических условиях. Оптимальный уровень цветности – у ламп с уровнем от 4300 до 6000 К. 4300 – тёплый белый цвет с легким желтоватым подтоном, не рассеивающийся при дожде. 5000 К – стандартный белый цвет, по уровню цветности приближенный к дневному свету, поэтому он наиболее подходит для использования ночью. 6000 К – белый цвет с голубоватым оттенком – обычно используется для украшения экстерьера автомобиля. Более высокий уровень цветности в автомобилях не используется.
Световой поток измеряется в Люменах (лм). Этот показатель говорит о том, сколько света исходит от источника. Например, световой поток от лампы в 70W равен 700–800 лм.
Существуют таблицы соответствия светодиодных ламп и ламп накаливания. Так, лампе накаливания 60 Вт соответствует светодиодная в 8 Вт, при этом поток света будет равен 650 Лм.
При создании мотошин производитель учитывает условия, в которых будет эксплуатироваться покрышка. Такие нюансы, как тип дорожного покрытия, скоростной режим, наличие или отсутствие препятствий серьёзно влияют на свойства резины. Например, корд для эндуро должен быть достаточно мягким и широким, а сама резина – эластичной, чтобы шина плотно прилегала к любой неровной поверхности. Шина для бездорожья оснащена крупными блоками с отдельными элементами, благодаря чему мотоцикл уверенно ведёт себя на любом треке. Туристическая шина более прочная и выносливая, а протектор снабжен отчётливо заметным рисунком – это помогает стабильно вести мотоцикл как по асфальтированному покрытию, так и по просёлочной дороге.
Слойность – это обозначение прочности каркаса шины. У квадрошин, грузовых шин и шин для спецтехники норма слойности обозначается латинскими буквами PR. Например, 6PR означает, что у шины шесть слоёв корда.
Рисунок протектора мотошин напрямую зависит от условий эксплуатации. Шины, используемые на дорогах с твёрдым асфальтированным покрытием, отличаются от шин для бездорожья, и это нужно учитывать при выборе.
Слики – мотошины с ровным гладким протектором, которые используют исключительно для гонок. Для передвижения по рыхлой почве или песчаной поверхности применяют шины с многочисленными выступами. На триальные байки устанавливают шины с более мелкими шашками, чтобы можно передвигаться по дорогам с разным типом покрытия.
Мотошина может относиться к одному из двух типов: TT или TL. TT – аббревиатура словосочетания Tube Type (т. е. шина снабжена камерой). TL – сокращение от Tubeless. Это означает, что шина относится к бескамерному типу.
В маркировке мотошин обозначение оси применения стоит на последнем месте, после всех прочих обозначений. Rear – шина для задней оси, Front Wheel или F – шина для передней оси. Существуют и универсальные шины для обеих осей.